"...не яростью обличаше я и наказаше,
но яко издалече с тихостью и кротокстью
аки притчами наводя, глаголаше им,
хотя уведати тщание и усердие их аще к Богу"
-ЕПИФАНИЙ ПРЕМУДРЫЙ.Житие преп.Сергия.Изд.1647.л.55об.
ГРАНЬ ПЕРВАЯ
Наука, нравственность, народ,
свобода, равенство и братство-
мечтаний вечных небосвод,
желаний терпкое богатство
во тьме веков, во тьме страданий,
где и жестокость и злорадство
не оставляют упований
на милосердие в труде.
Из бесконечных ожиданий
жизнь изливается в беду.
Так мы стояли у истоков
ручья на синем хрупком льду,
нам не был ведом смысл пороков
разрушить мир до оснований,
не признавая труд пророков,
И в сумме оскопленных знаний
мы славословили наш мир,
а заплатили тьму тьмы дани,
похабный сотворив кумир,
А новый путь из откровений
не новоявленный сатир?
У зелени в широкой тени
какая теплая душа и трепет листьев, -
ветра мнений..,
Как жизнь для жизни хороша,
кто ищет в ней из логик бред
к дороге солнечной спеша?
Пусть апокалипсис ответ
оттиснет на душе печатью,
и лес не пережитых лет
в пророчествах восстанет благодатью
немых свидетельств вознесения Христа,
чья кровь поступки человечества оплатит
и мысль, что сила воскресения чиста.
Но кто поймет в порыве исступленья
спирали жизни как листа,
где письмена в кривом тисненье
сливают души в вязкий ад
в словесном волеизъявленье,
и вот уже безумец рад
вас уничтожить в светотени
из скучных цифр и серых дат.
Но кто поймет в параде лени
пустыни ослабевших душ
в траве забвения и тлений,
Кто нам сыграет бравый туш,
кто вознесет из праха к жизни,
дожди прольет на пыль и сушь,
на подвиг возродит отчизне
и в битвах с зачумленной силой
прольёт слезу на новой тризне?
Чьи души в жаре не остыли
все низвергающей молвы
и в подворотне жалко стыли
у дома здравствующей мглы. -
Там путь, испытывая слабых ,
ведет их к острию иглы...
57 И вот свобода в лике жабы
пространства открывает, путь,
но в нем теснятся звери, гады,
60 и негде душам отдохнуть,
и только бритвами Оккама
времен охватываем суть
63 и смысл пережитого срама
в прожилках явленных чудес
и счастья - своевольной Дамы
66 так склонном к перемене мест
среди спешащих к пирогу
в надежде -кто кого объест.
69 А может быть и я бегу
среди жующих, ждущих, рвущих?
Нет, себе я искренне не лгу,
72 мне не нужны те жабьи кущи,
а нам, но с именем свобод
(надежды не оставь живущий!),
74 упорно набивают рот
трухой словесных испражнений,
и жирный мудрствующий кот,
77 опухший от спесивой лени,
придет к нам в гости из теней
единогласных, теплых мнений,
80 и сколько из реки не пей,
усвоишь одинокие факт, -
истории ход не сам злодей,
83 а голый каменистый тракт
спешащих прохиндеев дела,
для них история как пакт:
86 из крови, из дерьма, из тела
всегда кончается на изм
зарей, которая вспотела,
89 Вкруг их бесовство из подлиз,
кующих преданные рати,
для них приказ - начальства свист:
92 "хватать, ловить и не пущати ".
Вчера, сегодня, завтра будет,
но в мерзкой из по сути стати
95 живое дело испаскудят, -
вот суть истории времен,
Кто как пускай меня осудит ,-
97 Лишь идеал не превзойден,
лишь идеальное - начало,
граница бытия и сон
100 жизнь человечества качало
в голубизне межзвездных пробуждений,
где время не текло, а стало,
103 Там в темноте кромешной тени
из сути образ ангела возник
как в дуновении весеннем
106 дрожаний мимолетный миг
в воде и суше отражен,
Так светом порожденный лик
109 окрасил радуг небосклон ,
вздохнула Новая Земля,
и вдруг уже со всех сторон
112 живое, силой время для,
упруго в новое вливалось,
друг друга соревнуя, зля,
115 в пространство преобразовалось,
и так в мерцании чудес
для жизни бытие осталось,
118 а в ней озера, горы, сини, лес, -
так идеальное возникло
из тьмы и мрака необъятных мест
121 спиралевидного закона цикла,
так расширяется душа,
когда к судьбе своей привыкла,
124 и движет сердце не спеша,
но не спешит страстей унять.
Они, всю логику круша,
127 взывают лед, взрывают мрак,
влекут к позору и победам
в безумстве праведных атак,
130 неисчислимым нашим бедам,
не открывая правду, ложь,
которым страх души неведом,
133 И вот уж из кабаньих кож
(каких ещё нам нужно драм)
готовим маски озверевших рож,
136 распространяя грех и срам.
ГРАНЬ ТРЕТЬЯ
Лик человека выглянул из чувств,
умывшись цветом облаков
и громом молний клацающих уст
природы лопнувших оков,
Неопалимый жизни куст
расцвел из исихазма синих снов, -
7 в них человек основа знаний,
Вселенный центр теперь не пуст,
а сам он - мир из мирозданий,
10 подобен образу того,
кто в неизведанном стремится
проникнуть в тайны глубоко,
13 от смерти к жизни возродиться,
кто выше ангелов небес
познал природу в разных лицах, -
16 Вот высшее из первых мест
господства властвования тварью,
И если сам себя не съест,
19 то Человек в затменьях хмари
святого духа есть обитель.
Художник, если он в ударе
22(движенье жизни не проспите!),
зажжет тональность, цвет природы
и, сколько свет не хороните,
25 прозреет будущие годы,
проникнет краской без прикрас
в живой клубок тугой свободы.
28 Кто век российский в жизни спас
на радость русского народа?
Светильник Сергия угас,
31 Но "Троица" врачует годы
и побеждает розни, страх,
и факел Родины-Свободы
34 пока что только на устах
насельников монастыря,
и в этих Сергия местах
37 жизнь не творится больше зря,
здесь сам народ осознает -
эпоху жизни светом для,
40 И вот из прошлого встает
Святитель Алексий, Стефан...
И преподобный Сергий вьёт
43 Руси святой духовный стан,
общины новое начало;
единство лечит всех от ран,
46 Но как пророчество предзнало, -
среди святых монастырей
обитель Троицы сияла
49 и сын её Варфоломей.
Она дорогу озарила
Российской будущности всей,
52 Самодержавно утвердила
и честь, и славу созиданья,
Она в духовности испила
55 всю чашу розни и страданья,
Духовность, нравственность, культура, -
вот атмосфера испытанья,
58 А век бегущий взглядом хмурым
на жизнь обители взирал
и хохотал на радость курам,
61 но мудрость в творчестве познал,
когда сын праведности Никон
в единстве с братией стяжал
64 сиянье Троицы Великой.
И там Рублев с любовью к Богу
прозрел чарующие лики
67 в земном вещественном итоге,
И смысл божественного света,
Иглой утерянной как в стоге
70 осенней хмари чувственного лета,
Он образ ангелов сшивал
в молитве инока-поэта,
73 в духовном облике купал
вишневый, голубой, зеленый, -
Три цвета красок источал
76 его порыв духотворенный,
где цель стремлений, созерцанье,
где мысль и ум, - природы стоны
79 над воплощеньем и созиданьем, -
Как сладки тайные оковы
пред вечной встречей, но расставаньем...
82 А для людей, для жизни новой,
куда ещё им так спешить? -
духотворенные основы
85 дают им сладко жизнью жить?
Но кто сказал, что ожиданье
хорошей жизни есть не жизнь
88 и кто осмысливши страданье
совсем отчаялся любить,
и кто оставил упованье
91 в надежду верить, в счастье жить?
Ведь трех узревши, Авраам
спешил скорей благословить
94 народ. Но в таинстве он сам
в едином видел три лица.
Так солнце бродит по лесам
97 у дома. С синего крыльца
лучи его во множестве горят
как на лугу цветочная пыльца,
100 Иустин, Иларий говорят:
"Явленье Троицы - Господь,
Отец и Сын, и Бог Дух Свят".
103 Как непослушны чувства наши,плоть,
готовы исчислять, минуя естество,
И лишь художнику под силу прополоть
106 поля, где тело - волшебство
как сорняки бесцветные унылы. -
Творец явился и взошло
109 сиянье солнца. Всё умыло
в надмирном сне голубизны
и в созерцанье золотило
112 фигуры. Мудростью полны
те лики ангелов, струящих
движений жизнь, гармоний сны
115 и в круге мысленно молящих
в безмолвной вечной тишине,
И там над временем стоящих
118 в ноуменальной вышине.
А нам в дыханье жизни тонкой,
когда откроется вполне
121 иконы смысл щемяще -
звонкий на созерцательной волне?
От этих вечных расстояний ,
124 когда услышим разговоры,
о, братья- сёстры -россияне,
как вечны в жизни наши споры?
127 Здесь ритм и графика, гармония
и краски играют в онтологии чудес,
а наши лица - чувственные маски
1ЗО стремятся опознать символику небес,
А очи ангелов, людей не замечая,
в надмирной тайне созерцают свет,
133 Но эта Троица безмолвными речами
страх, ненависть и розни мира
поражает. И в этом мыслится ответ:
136 "Не сотвори себе кумира."