Концепция межведомственной инновационной программы "Биотехнология для медицины и агропромышленного комплекса"
- Статус, наименование и проблемная ориентация Программы
- Государственные заказчики Программы
- Состояние исследуемой проблемы
- Цели и задачи Программы
- Состав и структура Программы
- Участники Программы
- Ожидаемые результаты реализации Программы
- Принципы и механизмы финансирования Программы
- Инновационные аспекты Программы
- Управление проектами Программы
- Механизмы реализации Программы
- Информационное обеспечение участников Программы
- Сопровождение Программы
Данная концепция разработана в соответствии с приказом Министра науки и технологий Российской Федерации от 02.03.2000 г. № 45 "О создании рабочей группы по подготовке межведомственной инновационной программы "Биотехнология для медицины и агропромышленного комплекса" (далее - Программа). Концепция основывается на сложившихся подходах к формированию научно-технических и инновационных программ, представлениях о возможных способах и опыте продвижения наукоемкой продукции на внутренний и международный рынки, требованиях привлечения внебюджетных средств поддержки перспективных исследований в приоритетных областях знания.
Приведенные ниже концептуальные положения могут дополняться и уточняться государственными заказчиками, руководителями и участниками Программы, а также другими заинтересованными лицами в порядке, устанавливаемом нормативно-методическими документами, регламентирующими процессы ее подготовки и реализации.
Формируется и предлагается к реализации межведомственная инновационная программа "Биотехнология для медицины и агропромышленного комплекса".
Программа ориентирована на решение проблемы разработки, производства и продвижения на рынок новейших медицинских препаратов, новых продуктов сельского хозяйства и пищевой промышленности.
Государственными заказчиками Программы являются Министерство науки и технологий Российской Федерации, Министерство здравоохранения Российской Федерации, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, Министерство образования Российской Федерации.
Сложившаяся в стране экономическая ситуация, а также условия и традиции создания индустриальных и сельскохозяйственных производств с присущими им особенностями получения, сбыта, распространения конечной продукции приводят, в целом, к неблагоприятным оценкам состояния проблемы освоения и практического применения современных достижений биотехнологии. Основными причинами этого можно считать:
- комплексный, многоаспектный характер рассматриваемой проблемы, требующий консолидации усилий и ресурсов для ее решения в рамках программно-целевого подхода на межотраслевом и федеральном уровнях;
- неготовность промышленности к внедрению передовых научных достижений из-за низкого технического и технологического уровня производства, традиционно ориентируемого либо на простое увеличение объемов выпуска устаревающей продукции, либо на копирование зарубежных образцов для частичного импортозамещения;
- низкий уровень присутствия на международном рынке отечественных биотехнологий и результатов их применения, исчисляемый долями процента от общего объема представленной товарной продукции при устойчивом ежегодном росте спроса на нее, доходов от продаж, капиталовложений в исследования и производства;
- отсутствие моделей и механизмов полноценного привлечения в биотехнологию внебюджетных финансовых средств от частных компаний, коммерческих банков, промышленных групп, заинтересованных в эффективном вложении капитала.
Указанные обстоятельства должны учитываться при разработке и реализации всех мероприятий Программы.
Стратегическими целями Программы являются:
- преодоление неблагоприятной ситуации в отечественной биотехнологии посредством создания системы и механизмов внебюджетного финансирования приоритетных научных разработок и инновационных проектов;
- промышленное освоение и коммерциализация результатов НИР;
- рост экспортных возможностей страны на рынках биотехнологической продукции, интеллектуальной собственности, капитала.
Конкретные задачи Программы определяются необходимостью поиска, отбора и реализации проектов, направленных на организацию промышленного производства и продвижение на мировые рынки отечественной биотехнологической продукции нового поколения, в частности, современных лекарств, новых пищевых продуктов, средств и методов устранения последствий экологических катастроф и восстановления природной среды, технологий переработки трудноразрушаемых отходов. Отдельное место в Программе могут занимать проекты создания и практического использования систем правовой, патентной, экономической защиты результатов интеллектуальной, организационной и коммерческой деятельности, включая научные достижения, авторские права, финансовые схемы, управленческие решения.
Программа включает два основных направления - "Биотехнология для медицины" и "Биотехнология для АПК", связанных между собой лишь общей биотехнологической направленностью и объединяющих проекты, отбираемые на конкурсной основе.
Количество проектов определяется уровнем их представления, заключениями специализированной научной и экономической экспертизы, маркетинговыми исследованиями и интересами потенциальных инвесторов.
Тематика проектов определяется государственными приоритетами в сферах сельского хозяйства, медицины, производства продовольствия, а также перспективой коммерциализации результатов разработок.
В этом смысле Программа не имеет жесткой структуры и не требует взаимосвязанности отдельных проектов, что является важным условием привлечения внебюджетных средств к ее финансированию.
Участниками Программы могут быть юридические лица независимо от формы собственности, в том числе органы государственного управления и местного самоуправления, общественные объединения и организации, коммерческие и финансовые структуры, действующие в соответствии с принципами и правилами, устанавливаемыми ее нормативными и распорядительными документами (регламентами, положениями, требованиями и др.).
Функции непосредственных исполнителей работ, предусмотренных Программой, могут выполнять исследовательские учреждения, творческие коллективы, высшие учебные заведения, предприятия, обладающие необходимым научным, производственным, организационным, экономическим потенциалом, подтвержденным в процессе конкурсного отбора проектов.
Результатами работ, проводимых в рамках Программы, должны стать
- отлаженная система внебюджетного финансирования и продвижения на рынок конкурентоспособной биотехнологической продукции;
- объекты интеллектуальной собственности, созданные в процессе научно-прикладных исследований и разработок участников Программы и охраняемые в законодательном порядке;
- товарная продукция, услуги, технологии, распространяемые на коммерческой основе и внедряемые в различные сферы хозяйственной деятельности организаций и предприятий медицинской, пищевой, агротехнической отраслей промышленности;
- научно-технические и организационные инновации, создающие условия для дальнейшего развития биотехнологии, практического освоения ее достижений, получения экономического эффекта от вложенных инвестиций.
Финансирование Программы осуществляется по смешанной схеме с преимущественным использованием внебюджетных средств. Бюджетные средства привлекаются на ранних этапах работ, предусмотренных Программой.
Источниками указанных средств, наряду с федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ, могут быть различные фонды, финансовые компании, коммерческие банки, международные организации, частные лица. Предусматривается участие не менее, чем 2-х инвесторов в реализации каждого проекта.
Системообразующим началом в обеспечении внебюджетного финансирования Программы является Консорциум ее участников, одна из главных функций которого заключается в привлечении инвесторов для поддержки работ по Программе, а также в формировании структур финансово-экономической и организационной поддержки мероприятий Программы (дирекций, агентств, профильных предприятий, акционерных обществ, маркетинговых, лицензионных, рекламных служб и т.п.).
Деятельность Консорциума регламентируется консорциальным соглашением участников на основе принципа добровольности и предлагает две фазы развития: подготовительную (формирование портфеля проектов) и основную (реализация научно-технического и коммерческого потенциала новых биотехнологий). Финансирование подготовительных работ производится за счет бюджетных средств, финансирование основных работ - за счет средств участников Консорциума (информационное обслуживание, разработки бизнес-планов, конструирование финансовых схем, лицензирование, сертификация и патентование результатов научной, организационной, экономической и иной деятельности, операции на рынке ценных бумаг).
Выбор возможных способов действий и реальных источников финансирования мероприятий Программы проводится применительно к конкретным условиям и ситуациям, возникающим в ходе ее выполнения, с соблюдением действующего законодательства, договорных обязательств участников, норм и правил, установленных документами Программы.
Программа рассматривается как одна из форм реализации государственной инновационной политики в области биотехнологии и допускает формирование базовых элементов инфраструктуры, поддерживающей развитие всех форм инновационной деятельности. Эта поддержка предполагает, в частности, предоставление ее участникам экспертных, консультационных, юридических услуг, передачу творческим коллективам производственных площадей, необходимого оборудования, испытательных стендов, материалов, а также квалифицированную помощь в проведении маркетинговых исследований, доработке проектов, распространении готовой продукции.
Программа использует существующую и разрабатываемую нормативно-методическую документацию, относящуюся к сфере инноватики, в решении задач отбора и сопровождения инновационных проектов.
Управление проектами (проектной менеджмент) входит в систему организационного сопровождения Программы и является средством коммерциализации (продвижения на рынок) получаемых научно-прикладных результатов.
Управление проектами концентрируется на возможно более быстром и комплексном решении задач организационно-экономической подготовки нужного продукта (товара) к появлению на рынке (анализ сильных и слабых сторон проекта, маркетинг, оценки риска, прогноз изменений конъюнктуры, объемов продаж, ожидаемых доходов и др.).
Проектный менеджмент осуществляет группа (подразделение) профессиональных управляющих, организующих взаимодействие между участниками Консорциума.
Руководство всеми проектами, входящими в Программу, осуществляется Агентством, создаваемым участниками Консорциума.
Методическую основу управления проектами Программы составляют либо известные, либо специально разрабатываемые приемы и способы определения интегральных "рыночных" характеристик биотехнологической продукции.
Процесс реализации Программы предполагает проведение ряда специализированных организационно-технических мероприятий, выходящих за рамки непосредственного выполнения проектов и управления ими. К числу таких мероприятий относятся:
- формирование состава участников Программы на условиях добровольности и заинтересованности в практическом освоении, выводе на рынок, дальнейшем развитии научных достижений в сфере биотехнологии;
- формирование органов управления Программой в лице координационного (или наблюдательного) совета, рассматривающего общие вопросы ее жизненного цикла, научно-технического совета, определяющего главные направления проводимых разработок и их перспективность, исполнительной дирекции, выполняющей текущие административные функции, рабочих групп, решающих конкретные задачи взаимодействия участников Программы и др.;
- создание инвестиционных пулов (объединений инвесторов) как составной части консорциума участников Программы;
- организация конкурсов биотехнологических проектов, представленных заявителями для возможного включения в Программу, с целью их отбора по критериям научной значимости, наличия потенциала коммерциализуемости, конкурентоспособности и другим показателям, отвечающим требованиям проектного менеджмента;
- организация мониторинга выполняемых проектов в интересах своевременного устранения возможных отклонений реального хода работ от запланированного, внесения корректив в принятых ранее финансово-экономические решения, перехода на новые технологические приемы труда и т.п.;
- информационное сопровождение Программы в формах ее презентаций, рекламных кампаний, тематических выставок, научно-практических конференций, представления в глобальной компьютерной сети Интернет;
- создание информационного фонда Программы как специализированной системы ограниченного доступа, объединяющей базы данных биотехнологического профиля, средства поиска и анализа сведений научного и технологического характера, а также достигнутых экономических показателей осуществленных проектов.
В своей совокупности названные действия и способы их исполнения составляют единый механизм реализации Программы.
Каждый участник Программы независимо от выполняемых им функций получает необходимую для своей работы информацию либо из сообщений о мероприятиях информационного сопровождения Программы, либо на основе использования технологий Интернет/Интранет.
Технологии Интернет/Интранет включают в себя Web-технологии, электронную почту, электронный документооборот, базы данных с удаленным доступом, тематическую подписку, защиту информации от несанкционированного доступа, средства ее обработки.
Необходимым условием освоения и практического применения указанных технологий является наличие выделенных каналов передачи данных с высокой производительностью (не ниже 1026 Кб/сек.).
Разнообразие (разнородность) рассматриваемой информации и ее источников позволяет ставить вопрос о создании специализированных информационных служб (подразделений) при формировании органов управления Программой.
Сопровождение Программы предполагает разработку нормативно-методических документов по всем позициям данной Концепции (положений, регламентов, требований, форм, критериев, методик) и реализацию (практическое применение) технологий экспертизы, консалтинга, маркетинга, конкурсного отбора и др. на соответствующих этапах работ по Программе.
|